МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 24

Актуальность наследия Я.А.Коменского.

Материнская школа.

 

 

Воспитатель МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 24

Шевчук Л.И.

 

 

 

20 октября 2011г

 

 

 

Ян Амос Коменский

Jan Amos Komensky

Дата рождения:

28 марта 1592(1592.03.28)

Место рождения:

Нивница, Чехия

Дата смерти:

Ноябрь 1670

Место смерти:

Амстердам, Нидерланды

Научная сфера:

Педагогика, дидактика

Известен как:

«Отец педагогики»

 Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ.

Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения

Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность легли в основу «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Я.А. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших  книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных  вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных занятий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Я.А.Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. Поэтому очень обидно, что в настоящее время образование перестаёт быть универсальным, сокращается количество часов на такие важные предметы как география, физика.

В учебном методе, который Коменский толковал расширенно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

Эти принципы лежат в основе программы «Воспитание и обучение дошкольников» под редакцией М.А.Васильевой.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

Он приходит к мысли о том, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», — считал педагог Коменский. Он пишет серию трактатов: «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов».

По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований». К, сожалению, наша страна сегодня напоминает тот развязанный сноп.

Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:

— при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;

—    совершенствовались языки;

—    развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями;

Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. Я считаю, что это относится и к настоящему времени.

Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.
Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.
В этом отношении характерно уже начало «Материнской школы». Ссылаясь на высказывания античных мыслителей, Коменский пробуждает у читателей любовь и уважение к детям, напоминает читателям, что в детях зреют будущие видные культурные и общественные деятели, учёные, философы, профессора, администраторы. Наконец, путём разнообразных доказательств Каменский показывает, что «для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, что дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других добродетелей».
Все эти размышления и соображения Каменского о детях, как и некоторая часть его педагогической системы, пронизаны религиозно-христианским мировоззрением автора. В унисон с эпохой Возрождения Каменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что в детях больше первородной здоровости, чистоты и неиспорченности, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому Коменский ставит задачу помочь детям развить положительные задатки.
По средневековым религиозным представлениям, детей считали уже от рождения наделёнными такой же душой, как и душа взрослых, и не считались со слабостью детского организма и ещё меньше понимали необходимость учитывать постепенность в развитии детей. Коменский же постоянно призывает родителей считаться с ещё неокрепшими физическими и духовными силами детей. Он предлагает учитывать возрастные особенности детей, хотя и не раскрывает этих особенностей в деталях и подробностях. Больше того, он предлагает считаться и с тем, что одни дети развиваются быстрее, а другие медленнее, а потому он советует родителям разумно относиться к этому и не спешить с развитием одних в не замедлять его у других. Это также перекликается с современной педагогикой, подчёркивающей, что у каждого ребёнка своё время созревания, успехи каждого надо сравнивать с его же предыдущими результатами и ни в коем случае с другими более успешными детьми. Предлагая воспитывать и обучать детей в том же направлении, в каком живут и действуют взрослые, Коменский неоднократно предупреждает о необходимости все знания и умения преподносить в доступной для детских сил и интересов форме и, только тогда, когда дети способны будут воспринять предлагаемые им знания и умения: одни на третьем-четвёртом году жизни, другие - на пятом-шестом году.
Таким образом, Коменский предвосхитил выводы, вытекающие из дальнейшего развития научного понимания возрастных особенностей детей.
Настаивая на доступности и посильности для детей знаний и умений, Коменский в «Материнской школе» осуществляет один из важнейших принципов своей «Великой дидактики» - принцип лёгкости и занимательности для детей процесса обучения. Коменский правильно установил тот взгляд на ребёнка, по которому в нём одновременно вызревают и физические, и интеллектуальные, и моральные силы, и знания, и умения, и навыки.
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости». В понятие «мудрость» Коменский вкладывает главным образом «умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями», чтобы, выросши, дети могли мудро управлять своими делами и обязанностями и проводить настоящую жизнь «честно и разумно».
Таким образом, Коменский предоставляет право и даже вменяет родителям в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста к разумному, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали. Этим принципам соответствовало советское воспитание, поэтому было много выдающихся учёных, музыкантов и т.д., к сожалению, в наше время это потеряло свою актуальность, часто люди служат деньгам. 
Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает эти права родителей и взрослых в двух направлениях.
Во-первых, он предостерегает родителей против неумеренных требований к детям, а тем более против излишних строгостей и суровости в обращении с детьми. А во-вторых, Коменский неоднократно осуждает и попустительство со стороны родителей и взрослых, злоупотребляющих снисходительностью к слабостям детских сил.
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности. Один вид он относит к деятельности ума, другой - к деятельности языка, третий - к действию рук». К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.
К диалектике Коменский относит такие умения, как понимание детьми того, что такое вопрос, что такое ответ,  умение отвечать на вопросы прямо, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке, рассказывать о луке». Из области арифметики Коменский предлагает требовать от детей дошкольного возраста посильных для них умений: различать, что такое много, что такое мало, считать до двадцати или шестидесяти, понимать, что такое чётное или нечётное число, что будет больше - два или три, сколько будет три и один. А из геометрии Коменский предлагает учить детей дошкольного возраста различать короткое и длинное, узкое и широкое, тонкое и толстое. Это то, чему обучают детей и в современном детском саду, конечно может в другой форме.
Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй, не нужно по существу дела.
Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.
Весьма ценно, что Коменский в своих рассуждениях о методике занятий с детьми дошкольного возраста постоянно рекомендует естественный ход дела. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений...
Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвёртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут, для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.
В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.
Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.
            Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.

«Материнская школа» Я. А. Коменского найдёт своих серьёзных читателей и ценителей, способных отбросить устаревшие взгляды Коменского и воспринять то, что не потеряло своего значения и до наших дней.


Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

·  Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.

·  Утренние часы для занятий наиболее удобны.

·  Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

·  Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.

·  Развивать ум ранее языка.

·  Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

·  Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

·  В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

·  С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).

·  Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

·  Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

·  Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М., 1991г.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, Мн., 2002г.

3. Ганелин Ш.И., Зенченко Н.С., Кирпичникова Е.Н., История педагогики и современность. Мн., 1990г.

4. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.

5. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России, М., 1996.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

7. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня, М., 1995

8. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. - М.: 1987.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»