МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 24

Воспитание нравственных качеств дошкольников с помощью классической музыки

 

 

«ПРАВОСЛАВНЫЕ     ЦЕННОСТИ

В  СОДЕРЖАНИИ  ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ»

                                   

                                                                       Музыкальный  руководитель 

                                                                      МБДОУ ЦРР - детский сад №24

                                                                      Никифорова А.И.

                                                       

  

 

Кашира 2012 г

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
                   ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ПОМОЩЬЮ  КЛАССИЧЕСКОЙ  МУЗЫКИ»

                                                                       «Душа   должна,  должна  трудиться

                                                                           и  день,  и  ночь, и день, и ночь»…

           ГОСПОДЬ   создал   человека  по  своему  образу  и  подобию. И  как  БОГ  имеет  три  ипостаси, так  и  человек  имеет  ДУХ,  ДУШУ  и ТЕЛО. Дух – это  высшая  материя, способная  приблизить  человека  к  познанию  Бога.  Душа – материя,  которую  можно  измерить  физически,   нельзя  увидеть,  потрогать,    но   можно  ощутить её присутствие. Обычно  качества  души  называют  нравственными  качествами  человека – это  сострадание,  любовь    к  близким,  сопереживание,  совесть.  И  когда  человек  на  протяжении  всей  жизни, начиная  с  дошкольного  возраста, совершенствует  свои  нравственные  качества,  то  он  может  пробудить  в  себе  Духовные  силы и найти  свою  дорогу  к  Богу. Если  же  человек  сосредотачива- ется  лишь  на  совершенствовании  Духовных   качеств,  то  это  может  привести  его  к  мракобесию, к разрушению  жизни,  данной  Господом.

       Воспитание  нравственных  качеств  дошкольников  и  школьников стало  очень  актуальным  в  наше  время, когда  на  них  сваливается море  негативной  информации  с  экранов  телевизоров, в окружающей  жизни,  когда  разрушаются  устои  семьи и взаимоотношения с близкими.   Ребёнок  должен  научиться  распознавать  Добро  и  Зло  и  противостоять  негативу.  А  этого  можно  добиться, когда  у каждого дошкольника  и  школьника будут  воспитаны  основные  нравственные  качества  человека, отличающие его  от  животного  мира.

      Музыка является  одним  из важнейших средств воспитания духовности   человека.  Музыка – язык души. Звуки   скажут  больше,  чем  слова. Доверяйте  ребёнку!   Он  воспринимает классическую  музыку  по-своему. Главная  задача – увлечь  ребёнка музыкой, сделать так,  чтобы слушание музыки  стало  его  потребностью. Это возможно лишь при  погружении  детей  в  мир  классической  музыки,  воспитании  на  её  классических  образцах. Не  даром  в 2006 году вышла  в  свет  серия  магнитофонных   кассет  «Классическая  музыка  для  детей»  TARGET HIT INTERNATIONAL MUSIC PUBLISHING Inc. NEW YORK.  Подобранные  классические   произведения   по  знакам   Зодиака  исполнялись   на  электронных инструментах  в доступном  для  восприятия  детей исполнении, с дополнением  звучания  звуков   окружающей  среды: лай собачки, смех ребёнка, пения  птиц, мычание  коровы и другие.  Музыка  способна  разбудить творческие  задатки   ребёнка, на духовном  уровне  корректировать  его  восприятие  жизни  и  поведение.

      Ребёнок  растёт  и  развивается  в  окружающей  его  музыкальной  среде,  которая  в  настоящее  время  достаточно  противоречива. С  одной  стороны, существует прекрасная,  высокохудожественная  музыка,  с  другой – антихудожественное,  низкопробное  псевдоискусство,  которое обрушивается  как  на  взрослых,  так и  на  маленьких  слушателей. Но  если  взрослый  человек  с  хорошим  вкусом  и  сформировавшейся  системой  эстетических  ценностей  способен  противостоять,  то  ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно  уже  в  дошкольном  детстве  приобщить  детей  к  подлинному  искусству,  способствовать  становлению  их  музыкальной  культуры.

      Привить малышам  интерес  к  классической  музыке  и  желание  её  слушать,  способность  находить  в  этом  радость,  сопереживать  выраженному  настроению  -  задача,  требующая  от  музыкального  руководителя  не  только  знаний  и  мастерства,  но  и  внимания,  уважения,  особого   доверия  и  любви  к  детям. Не  навязывайте  малышам  ваше  толкование  той  или  иной  пьесы. Музыка  - самый субъективный  вид искусства.  Ведь  и  мы,  взрослые,  воспринимаем  одну  и  ту  же  пьесу  по-разному. Давайте  предоставим  такое  право  и  детям. Практика  доказала,  что  он   СЛЫШИТ,  СЛУШАЕТ  и  ХОЧЕТ  СЛУШАТЬ.  Для  того, чтобы  дошкольники  могли  воспринимать  музыкальную   классику  на  концерте в  детском  саду  и  вне  сада, у  них  должны  быть  сформированы  интерес  к  музыке  и  умение  её  слушать.  К  сожалению,  практика  показывает,  что  работа  с  детьми  по  этому  разделу  программы  очень  часто  проводится  «по  остаточному» принципу. Слушанию  музыки  в  настоящее  время  в  детских  садах  не  уделяется  должного  внимания.  В   стремлении обеспечить  проведение  очередного  праздника  музыкальный  руководитель  старается  за  счёт  слушания  «выкроить» на  занятии  дополнительное  время  для  повторения  песен,  танцев  и т.д.  В  результате,  слушание  проводится  от  случая  к  случаю, и  у  детей  не  происходит  накопления  музыкальных  впечатлений  и  знаний,  не  формируется  культура  слушания,  необходимая  для  восприятия  музыкальной  классики. Музыкальный  репертуар,  предлагаемый   детям  на  музыкальных  занятиях,  включает  высокохудожественные  произведения    И.С.Баха, В.А.Моцарта, А.Вивальди, И.Гайдна, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского – Корсакова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, современную  классику, Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Агафонникова, подлинные  образцы фольклора  и  другое.  Ознакомление  детей  со  столь  разными  по  стилю  музыкальными  произведениями   позволяет  значительно  расширить  круг  их   музыкальных  впечатлений,  подготовить  к  встречам  с  классической  музыкой.

     Важным  принципом  подбора   музыкального  репертуара  является  принцип  его  доступности  детям.  Практика  показывает,  что  в  ряде  случаев  дошкольников  знакомят  с  музыкальными  шедеврами,  образный  мир  которых включает  такие  чувства  и  переживания,  до  которых  дети  просто  «не  доросли». Поэтому  так  важен  строгий  отбор  предлагаемой  детям  музыки,  её  соответствие  возрастным  возможностям. Произведения  классической  музыки  на  занятиях  должны  звучать  в  оригинальном  исполнении. Недопустимы так  называемые  «современные»  обработки  классических  произведений,  в   звучании  синтезаторов  и   убогой  оркестровке. Не  следует  также  предлагать  детям  для  прослушивания «псевдофольклор» в  современном  эстрадном  исполнении.

     Классическая   музыка  не  должна  быть  фоном,  сопровождающим  различные  режимные  моменты: одевание  детей  на  прогулку,  еду,  подготовку  ко  сну  и др. Слушание  классической  музыки  должно  быть  профессионально  организовано,  это  задача  музыкального  руководителя  при  поддержке  воспитателя.

     В  связи  с  вышесказанным  большой  интерес может  вызвать  Проект ГБОУ детского  сада №2092   г. Москвы  «Классическая  музыка  в  детском  саду». Разработчики : ст. воспитатель,  муз. работник, педагог –психолог. Побробно  познакомиться  с  этим  проектом  можно  в  сети  Интернет.  А  также   Программа  «Малыш» (руководителя В.А.Петрова),  в  которой  предлагается  проводить  дополнительное,  третье  музыкальное  занятие  по  слушанию классической  музыки.  Оно  проходит  в   групповой  комнате,  в  привычной  для  детей  обстановке. Музыка  звучит  в  аудио  или  грамзаписи. Продолжительность  слушания   от  2-4 минут с 3 –его  года  жизни  и  далее. Малышей  знакомят  с  лучшими  произведениями  русской  и  западной  классики  различных  стилей  и  эпох; используя  высокохудожественные  миниатюры,  а  не  фрагменты  произведений; дают  возможность услышать  их  в  исполнении  выдающихся  музыкантов  на  фортепиано,  флейте,  клавесине,  арфе; а   также  в исполнении  ансамбля  скрипачей,  камерного  и  симфонического  оркестров,  оркестра  народных  инструментов,  хора.  Слушание  классической  музыки  начинается  в  октябре, когда  период  адаптации  в  основном  уже  закончен. Занятия  проводятся  после  дневного  сна,  перед  полдником.  Дети  усаживаются    поудобнее на  мягкие  диванчики,  банкетки  или    ковёр. Взрослые  садятся  среди  детей.   Во  время  звучания  музыки  никому  не  разрешается  ходить  по  комнате. Взрослые  должны  быть  заинтересованными,  внимательными,  доброжелательными. Их  настроение  тут  же  передаётся  детям. Безразличные,  скучающие,  недовольные   или  строгие  лица  взрослых  не  создают  доверительной  и  спокойной обстановки,  необходимой  при  слушании  музыки.   В  ноябре  слушание  проводится  сразу  после  полдника.  На  пятое  или  шестое   занятие  можно  пригласить  послушать  вместе  с  детьми  музыку  мам,  пап,  бабушек,  старшего  воспитателя  или  медицинскую  сестру.  Все   приглашённые  должны  быть  хорошо  знакомы  с  условиями  и   требованиями  занятия.  После  прослушивания  желательно   поговорить  с  детьми  о  музыке, сле6дует  разумно  поддержать  отдельные  высказывания  детей,  но  не  вести  беседы  о  классической  музыке.  Дети  слушают  музыку  на  каждом  занятии  по-разному: с большим  или  меньшим  желанием   и пониманием. Это зависит  от  ряда  причин: от  их  настроения,  душевного  и  физического  состояния.  Многое  зависит  и  от  настроя  музыкального  руководителя  и  воспитателя.

    Очень  важно  поддерживать  интерес  к  слушанию  классической музыки  и  в  семье. Музыкальный  руководитель  должен  заинтересовать  родителей  своей  работой и  помочь  им  создать  условия  для  слушания  ребёнком  музыки  дома.

 

 

Используемая  литература:

Дошкольное  воспитание. №11 за 2001 г. Раздел   «Музыка  и  дети».

Проект  ГБОУ   детского  сада № 2092 г. Москвы.

Обруч. №3 за 2002 год ,  Обруч. №6 за 2003 год, Обруч №5 за 1997г.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»